День лектора
По воскресеньям Олег обедал в ближайшей кафешке с оригинальным названием «Закусочная». Готовили там не ахти как вкусно, но зато – не дорого и от дома не далеко. Конечно, клубы табачного дыма и громыхание музыки слегка раздражали, но будучи в свои тридцать лет холостяком, Плетнев притязательностью не отличался. Какой уж уют – поесть бы горячего, а то всё бутерброды да лапша быстрого приготовления, именуемая в народе «раком души».
На этот раз посетителей было совсем немного, и любимый столик у окна приветливо блеснул влажной пластмассовой столешницей. Официантка Танечка редко утруждала себя необходимостью вытирать стол насухо. То же относилось и к стульям, так что Олег незаметным движением проверил «на сухость» сооружение из трубок и крашеной фанеры, а уж потом присел. Еще полминуты ушло на то, чтобы подвигав слегка четвероногих уродцев устранить их покачивание. А тут и официантка подоспела. Была она не очень привлекательна, но проворна и всегда дружелюбна.
— Добрый день. Что будем заказывать?
— На ваш вкус, Танечка.
— На мой вкус тут только горчица. Как обычно?
— Как всегда.
За полгода обмен этими фразами превратился в некий ритуал, всегда завершающийся солянкой, поджаркой и томатным соком.
— А вас спрашивали, — вдруг понизила голос Танечка и указала взглядом на соседний столик.
Олег едва успел повернуть голову, как из-за пластмассового сооружения, на котором одиноко тосковала непочатая чашка кофе, встал, словно дождавшись команды, мужчина в модном костюме и спросил:
— Могу я присесть к вашему столу?
— Без проблем, — буркнул Плетнев.
Мужчине было под пятьдесят. Глаза с хитринкой, губы тонкие, стрижка – словно только что из салона. Едва опустившись на стул, мужчина сказал, как распорядился:
— У меня для вас есть очень выгодное предложение. Пообедайте, а я в машине подожду, хорошо?
— Ну, подождите, — без особого энтузиазма согласился Олег и пожал плечами.
— Черный «форд», — уточнил мужчина и тут же поднялся.
Плетнев понимающе кивнул и проводил незнакомца взглядом до самых дверей. Тот не прошел – прошествовал, по пути осчастливив свой столик (а в перспективе – Танечку) пятисотрублевой купюрой. Натренированным боковым зрением Олег увидел за окном и черный «форд», припаркованный в тени старого тополя.
Конечно, происходило нечто не совсем привычное, но на аппетите Олега это не отразилось. Правда, пообедал он немного быстрее, чем обычно и, под впечатлением чужой щедрости, оставил «на чай» целую пятидесятку.
У кого у кого, а у Танечки день складывался очень даже удачно.
Едва Олег вышел из душного кафе и глубоко вдохнул весенний воздух, как дверца «форда» демонстративно приоткрылась. «Прям детектив какой-то», — подумал Плетнев, усаживаясь на переднее сиденье.
— Я пока представляться не стану, а ваше имя мне известно от Семена Семеновича. Не возражаете, если мы сразу перейдем к делу?
— К какому?
— Ничего криминального. Абсолютно. Надо просто найти одного человека и вернуть на Землю.
— На Землю? – осторожно уточнил Олег.
— Именно. Вам предстоит совершить путешествие в Большой Космос, если согласитесь, конечно.
«Оба-на!» — заволновался Плетнев.
Собеседник это явно заметил – по его губам пробежала снисходительная улыбка человека, привыкшего к эффектным словам и поступкам.
— Уверяю вас, вознаграждение будет более чем щедрое. По крайней мере, вы сможете позволить себе купить не только приличную машину, но еще и приличную квартиру.
— Да, неплохо, — отреагировал Олег, начиная приходить в себя.
— Скажу больше, такой шанс выпадает раз в жизни и то – далеко не каждому. Сейчас можете ничего не говорить – подумайте, взвесьте все «за» и «против», а завтра в семь утра я позвоню и вы дадите мне ответ, хорошо?
— Почему я?
— А почему бы и нет? Прежде чем обратиться к вам, мы пересмотрели не одну сотню личных дел, поверьте. Пока, вы – лучший из всех. По всем параметрам. Учтен и возраст, и семейное положение, и благосостояние, и физическая подготовка, и армейский послужной список и еще много других факторов…
— Судя по тому, что вы перечислили – работа не безопасна.
— Скажем так, не лишена доли риска, — улыбнулся мужчина все той же снисходительной улыбкой. – К сожалению, на данном этапе нашего общения, большего я сказать не могу. Подведем итоги: у вас есть восемнадцать часов на то, чтобы сделать выбор. Думайте, решайте и … решайтесь! А пока – до свидания, — и мужчина протянул руку.
Рукопожатие было не самым приятным – вялым каким-то, пренебрежительным, как показалось Олегу.
Едва Плетнев захлопнул дверцу машины, как «форд» заурчал, фыркнул и быстро покатился по улице в сторону центра.
Олег проводил автомобиль задумчивым взглядом, неторопливо достал мобильник и набрал номер своего шефа – Семена Чухарева.
— Привет, — мгновенно отозвался начальник на другом конце линии.
— Кого ты мне прислал?
— Уже поговорили?
— Кого ты мне прислал? Кто это был?
— Без понятия! Честное слово, без понятия!
— Не криминал? Точно?
— Какой криминал? Мне от губернатора позвонили и попросили помочь устроить встречу с тобой.
— От губернатора? Ладно… Отбой связи!
Семенович начал было что-то еще говорить, но Олег с каким-то наслаждением нажал на клавишу разъединения и сунул мобильник в карман.
— Губернатор, космос, машина, квартира… — тихо пробурчал Плетнев и, помолчав с полминуты, громко добавил. – Не могу сидеть, когда другие работают – пойду, прилягу…
Через пять минут Олег уже открывал дверь квартиры. В прихожей его словно поджидал Юрий – сосед-студент, с которым они вскладчину снимали старую «двушку». Юра был парень тихий и незаметный, выпивал редко, друзей мужского пола не приводил совсем, девиц – не очень часто, отличался аккуратностью и чистоплотностью. Вот только денег у него хронически ни на что не хватало.
— Здорово были! – широко улыбнулся сосед.
— Привет, — кивнул Олег. – Слушай, ты за водочкой не сгоняешь? Я угощаю.
— Ты прям телепат, — опешил Юра от неожиданности. – У меня после вчерашнего требуха что-то шибко вибрирует и во рту кака, а денег взаймы попросить стесняюсь – я и так тебе уже три месяца за квартиру не отдавал.
— Четыре, — уточнил Плетнев с наигранно печальной улыбкой.
— Летом заработаю – рассчитаюсь. Честно!
— Ладно, не суетись. Сходи, купи поллитровку, колбаски, сырка, ну, там… Сам знаешь, одним словом.
— Да я мигом! А что за праздник?
— День лектора.
— День кого?
— Иди-иди, а то передумаю!
Пока Юра совершал марш-бросок до ближайшего гастронома и обратно, Олег просмотрел все газеты, которые нашел у себя в комнате – нужной информации наскребалось немного, хотя ни одно номера без статей о «братьях по разуму» тоже небыло. Только теперь Плетнев понял, как мало он знает о Контакте, о Большом космосе, о всяких там гуманоидах-рептилоидах-птероидах и прочих «оидах». Но разве мог он предположить, что именно его все это коснется так близко. И так неожиданно.
Как и любой житель Земли, Олег был просто ошеломлен, когда пять лет назад произошел Контакт. Он прекрасно помнит то утро, когда воздушно десантный батальон, в котором он служил, подняли по тревоге, построили на плацу и сам комбат объявил:
— Хлопцы! Не подумайте, что я рехнулся, но сегодня, 19-го мая 2016-го года на орбите нашей планеты появился чужой космический корабль! Это случилось пять часов назад. Что нас ждет – не знает никто! С чем пожаловали гости – с мечем или с добром? Армии всех стран мира приведены в полную боевую готовность, главы всех государств смотрят на Большую Десятку. Может быть, начнется новая эра человечества, а может быть – конец света!
Комбат говорил долго и путано. Он то восхищался радужными перспективами, то пугал возможным противостоянием. Только совсем скоро его просто перестали слушать. И офицеры, и контрактники сперва шепотом, а потом в полный голос принялись обсуждать сногсшибательную новость…
Воспоминания прервал возглас с кухни:
— Прошу к столу!
Олег не заставил себя ждать и поспешил на зов. Юра уже успел нарезать колбасу, сыр, хлеб, еще что-то, даже наполнил водкой рюмки.
Громыхая табуретками, уселись и первым делом выпили, провозгласив почти в унисон традиционный тост всех времен и народов:
— Будем здоровы!
Плетнев закусывал вяло, а Юра стесняться не стал и смел со стола уже после «первой» добрую половину продуктов. После «второй» все под то же «будем здоровы», стол почти опустел.
— Юр, — начал разговор Олег. — Ты у нас, где учишься?
— В универе…
— Я понимаю, что в университете, а факультет какой?
— Ну, блин, два года скоро знакомы, а ты только что заинтересовался! Вроде, иностранных языков…
— А почему «вроде»?
— Ну, просто… Короче, суахили я изучаю.
— Не самый перспективный ты выбрал язык, однако.
— Я понял, куда ты клонишь. Только, чтобы изучать яго, надо иметь бешеные бабки!
— Ну, да, а ты обедаешь китайской лапшой три раза в неделю, а еще четыре раза – корейской…
— Фигня! Зато яго чем-то похож на суахили – я интересовался. Вот постигну язык наших африканских друзей и возьмусь за язык галактического общения – легче будет.
Олег наполнил рюмки. Выпили еще по одной и разговор продолжился.
— А ты, студент, вообще-то как относишься к «звездным братьям»?
И тут Юру словно подменили. Он торопливо проглотил, не успев толком прожевать, кусок колбасы и принялся азартно высказывать свое мнение:
— Вот мне сейчас почти 22 года, а когда прилетели димриане – было 17. То есть, я был уже взрослым человеком и все, что произошло, оцениваю как взрослый человек. И как взрослый человек…
— Да взрослый ты, взрослый, — не удержался Олег от улыбки.
— …Могу только поразиться тому, — невозмутимо продолжил Юрий. – Как быстро человечество влилось в Галактический союз цивилизаций. Почему это произошло? Почему это прошло так спокойно, без потрясений? А по тому, что инопланетяне не стали нам ничего навязывать, кроме полного разоружения. А в обмен на разоружение они нам передали технологию антигравитации. И оказалось, что построить звездолет проще и дешевле, чем построить авианосец! Мы разоружились, а они дали нам антигравитационный двигатель – и всё! Остальное мы должны заработать сами! Сами должны всему научиться! Мы же… Мы уже научились пересекать на своих звездолетах Галактику, но не можем справиться с гриппом! Наши ученые, дипломаты и бизнесмены посещают планеты, расположенные за сто-двести-триста парсеков от Солнца, а в Африке еще до сих пор люди умирают от голода! На Земле уже тысячи инопланетян, представляющих многие цивилизации, а мы…
— …до сих пор пьем водку, — закончил Олег и вновь налил.
Юрий осекся и немного удивленно посмотрел на свою рюмку. Похоже было, что студент немного опьянел.
— Ладно тебе, успокойся. Давай выпьем и ты мне попроще, без пафоса, в общих чертах расскажешь и о Контакте, и о Галактическом союзе, и о димрианах и прочих инопланетянах…
— …И о Темной сфере, — дополнил перечень студент.
— О темной Сфере?
— До сих пор никто не знает, что это такое, откуда появилась и куда исчезла, просуществовав всего пару-тройку месяцев. Я, конечно, попробую тебе все это рассказать, но – зачем? – молодой человек склонил голову набок и попытался заглянуть собеседнику в глаза.
— Надо, Юра. Надо.
— Тогда, будем здоровы!
— Будем, — поддержал Плетнев, но пить не стал – лишь подержал рюмку в руке.
А студент выпил и достал откуда-то из глубины кухонного стола мятую пачку сигарет.
— Я покурю, — не спросил он, а констатировал.
Возражать было бесполезно.
— Кури. Сегодня твой день – День лектора!
— Тогда – наливай и я еще за одной сбегаю…
— Губу-то закатай, — усмехнулся Олег.
У него на этот вечер были совершенно другие планы.